Развитие когнитивных, социальных, эмоциональных, речевых навыков и умений для обучения в школе. Рекомендации для родителей детей предшкольной подготовки Социальные навыки и успешное обучение.
Наиболее важные навыки, которым следует обучать детей, – это навыки социальные: сотрудничество, самоконтроль, уверенность, самостоятельность, любознательность, эмпатия и общение. Последнее исследование в области развития мозга показало, что способности ребенка взаимодействовать с другими детьми, контролировать и выражать свои чувства, и самостоятельно решать основные задачи, так же важны для достижения успеха в учёбе, как и академические навыки. Вот несколько примеров того, какие цели ставят воспитатели в начале учебного года в предшкольной группе. Родители могут адаптировать их в своей семье и помочь ребенку развиваться в данном направлении, будучи в комфортных условиях родной семьи и дома. Уверенность в себе и самооценка: это один из первых навыков, на развитии которого сосредотачиваются воспитатели. Важно привить ребенку позитивное чувство в отношении самого себя – себя как личности и участника социальных взаимодействий. Это навык, который не потеряет свое значение на протяжении всей жизни ребенка и поможет ему чувствовать себя способным и умелым как сейчас, так и в дальнейшей учебе. Сотрудничество: игры, рассказы и песни помогают ребенку учиться работать вместе с другими детьми – не самая легкая задача в этом возрасте! Сотрудничество для ребёнка – это умение сопереживать и ладить с другими людьми. Любознательность: возможно, один из самых важных навыков, который ребенок должен развить на данном этапе, – это жажда обучения. Воспитатель может использовать широкий спектр интересных материалов и идей, чтобы привлекать естественное любопытство вашего ребенка. Последние исследования показывают, что новые или необычные мероприятия и материалы (в сравнении с уже знакомыми) сильнее вовлекают мозг, заставляя его обращать пристальное внимание на предлагаемую информацию. Общение: выражение себя и своих мыслей, чувств и знаний о мире является для ребенка одним из ключевых навыков. Оно лежит в основе всех навыков чтения, письма, математики и естественных наук. Если ребенок умеет уверенно выражать свою мысль или мнение, он становится более открытым к обучению и развитию мышления. Как родители могут способствовать развитию этих навыков. Помогайте своему ребенку развивать важнейшие социальные и эмоциональные навыки, обеспечивая его связь с детсадовскими друзьями в условиях вашего дома. Спросите у ребёнка, кого бы он хотел пригласить в гости поиграть. Зачастую детям бывает проще налаживать дружеские отношения в своем собственном пространстве один на один, чем в садике. Многие педагоги замечают, что ребенок, которому сложно заводить друзей или взаимодействовать в большой группе, легче налаживает тесную связь с новым другом у себя дома. Эти отношения могут затем переноситься и в условия садика. После того как наладится связь с одним ребёнком, легче установить дружеские отношения с другими детьми. Значение игры. Для ребенка игра – это важная работа. Он растет, учится и исследует мир с помощью игры. Это происходит через сложные игровые процессы, которые побуждают его думать, решать задачи и задействовать воображение и фантазию. Когда ребенок участвует в игре, ему приходится планировать, сосредотачиваться и стремиться к цели, используя все основные жизненные и рабочие навыки. Также и дома создавайте ему все условия для развивающих игр и занятий. Социально-эмоциональные навыки (СЭН) — это навыки, которые позволяют людям распознавать свои эмоции и управлять ими, успешно справляться с конфликтами, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике, вносить конструктивный вклад, устанавливать и достигать цели. КАК РАЗВИТЬ КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ У РЕБЕНКА? Дети каждый день изучают новое в детском саду ознакомление с окружающим, в школе знакомятся с науками, дома и на улице узнают закономерности мира. Это происходит благодаря когнитивным (познавательным) способностям. Если они развиты хорошо, то развитие ребенка будет быстрым, гармоничным и эффективным. А при снижении когнитивных свойств могут возникать проблемы с учебой, усвоением информации, запоминанием. Что такое когнитивные способности? Когнитивные способности — это умение человека принимать, обрабатывать, анализировать и запоминать поступающую из внешнего мира информацию. К ним относятся:
• познание отвечает за усвоение информации
• внимание позволяет сконцентрироваться на изучаемом объекте
• память – это способность запоминать новую информацию
• речь необходима, чтобы донести полученные знания до других
• мышление для анализа, обработки и «переваривания» фактов
• навык принятия взвешенных решений, исходя из полученной информации
• умение применить знания на практике в повседневной жизни Развитие этих способностей необходимо как во время занятий в детском саду, так и в процессе обучения в школе. Для развития когнитивных функций и взрослым, и детям полезно решать головоломки, читать разную литературу, учиться анализировать информацию, находить ей нестандартные применения. Полезны занятия шахматами, специальные упражнения, которые способствуют развитию ребенка и тренируют память, внимание, аналитические способности и речь. 5 Игр для развития когнитивных навыков у детей. 1 Игра «Назови слова» - попросите ребёнка вспомнить и назвать предметы или понятия, которые соответствуют одной теме. Например: «Назови все виды спорта, которые знаешь». Это упражнение тренирует у детей гибкость ума, память, речь, способность пользоваться известной информацией. Допустим и обратный вариант игры, когда родитель называет разные понятия, а ребенок должен объединить их одной темой.
2 Игра «Объясни слово». Предложите ребёнку несколько простых слов (пуговица, ручка, велосипед и т. д.). Задача - дать объяснения этим словам, не используя их названия. Например, можно предложить объяснить эти понятия иностранцу или человеку из прошлого, который не знаком с этим предметом. Такая игра часто применяется и помогает улучшить речевое развитие ребенка. 3 Игра «Что общего?». Есть мнение, что в этим упражнением любил развлекать себя на досуге Леонардо да Винчи.
Он брал два несвязанных друг с другом предмета и пытался найти между ними взаимосвязи. Предложите ребенку тоже сыграть в такую игру. Что общего между книгой и стулом? Какая взаимосвязь между лягушкой и ракетой? Это упражнение не только развивает скорость мышления и умение нестандартно мыслить, но и отлично поднимает настроение. Особенно, если играть в компании. 4 Игра «Дорисуй предмет». Дайте ребенку лист с нарисованным на нем элементом — это может быть геометрическая фигура, пятно или закорючка. Задача ребенка создать из этого элемента готовый образ. Такое упражнение развивает быстроту мышления, фантазию, воображение, речь. 5 Игра «Запомни слова». Ребенку предлагаются несколько слов. Его задача — запомнить слова и составить из них историю. Для запоминания можно использовать метод ассоциаций, обобщений, но нельзя записывать или зарисовывать слова.
https://karlygash-temirtau.1-bilim.kz/index.php/ru/novosti/416-razvitie-kognitivnykh-sotsialnykh-emotsionalnykh-rechevykh-navykov-i-umenij-dlya-obucheniya-v-shkole-razvitie-kognitivnykh-sotsialnykh-emotsionalnykh-rechevykh-navykov-i-umenij-dlya-obucheniya-v-shkole#sigProId8e6f4fb1a7