Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».
(1) Уважаемые коллеги! Мы с вами, воспитывая всесторонне и гармонично развитого ребенка, комплексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы и технологии.
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
(2) По мнение известного психолога Б.М. Теплова, музыка – зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и поэтому его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребёнок приобщается к искусству, от которого, по словам Гёте « расходятся пути по всем направлениям».
Музыкальное воспитание ребёнка, как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
(3) Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, методист.
(4) Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
- создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
- активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
- переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
- психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
(5) Звучание музыки фоном в режимные моменты создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
В каких режимных моментах может звучать музыка?
- Утренний приём детей
- Утренняя гимнастика
-Вовлечение детей в НОД
- Подготовка ко сну ( засыпание)
-Пробуждение ( подъём)
- Музицирование в свободной деятельности
-Релаксация
(6) Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.
Время звучания |
Преобладающий эмоциональный тон |
7.30 – 8.00 |
Радостно-спокойный |
8.40 – 9.00 |
Уверенный, активный |
12.00 – 13.00 |
Умиротворённый, нежный |
13.00 – 15.00 |
Релаксирующий, ласковый |
15.00 – 15.15 |
Оптимистично-просветлённый, спокойный |
(7) Хорошо, если утром в группе детей будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Ведь каждому ребёнку наносится, пусть незаметная, травма – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно- профилактических задач детского сада должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом – детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
(8) Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует организации коллектива, подготавливает к различным видам деятельности. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус –всё это создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии всего организма. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности ( эмоциональной отзывчивости, слуха). Ребёнок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером. В качестве музыкального сопровождения упражнений используется народная, классическая музыка, сочинения русских и зарубежных авторов. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений.
(9) Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Педагог, включая музыку в занятия ( развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане, без установки на осознанное восприятие.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.
Занятие |
Степень активности восприятия музыки |
Математика |
Пассивное |
Ознакомление |
Активное и пассивное |
Развитие речи |
Активное и пассивное |
Ручной труд |
Пассивное |
Конструирование |
Пассивное |
Рисование |
Активное и пассивное |
Физкультура |
Активное и пассивное |
(10) Форма восприятия музыки:
Активная: (педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)
- Познание;
- Игровая;
- Музыкально-художественная;
- Двигательная;
- Коммуникативная
Пассивная: (педагог использует музыку как фон к основной деятельности, музыка звучит негромко как бы на втором плане)
- Трудовая;
- Познание;
- Продуктивная;
- Восприятие художественной литературы;
- Коммуникативная.
(11) Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы ( П. Чайковский цикл пьес « Времена года»), способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать одноимённую музыкальную пьесу Н. Потоловского. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать «Осеннюю песню» П. Чайковского. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальное произведение для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в начале занятия, создаёт определённый настрой, даёт им возможность по-своему изобразить весёлого и смешного клоуна в рисунке.
Таким образом, слушание фоновой музыки на занятиях создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
(12) Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы ( шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.
(13) Особое внимание педагогам следует уделить музыкально –рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна, помочь устранить сонливость,
« разбудить « организм. Воспитатель может провести небольшой комплекс упражнений, не поднимая детей с кроватей. Хорошо, если подобные физминутки будут с музыкальным сопровождением. Это оставит яркий след в памяти детей. Так же для пробуждения малышей используем тихую, нежную, лёгкую музыкальную композицию. Она должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойней переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
(14) Включайте музыку во время свободной деятельности детей. Этот музыкальный фон, создающий особое настроение направлен на непроизвольное восприятие и внимание детей. Ребята слушают различные по стилям и жанрам музыкальные произведения (классические и народные).
(15) Создавайте игровую ситуацию! Дети с удовольствием включаются в сюжетно – ролевую игру, она вполне может стать музыкальной. Например: «Игра в оркестр», «Музыкальный магазин», «Музыкальная шкатулка», «Игра в театр», «Музыкальное занятие», «Ищем таланты», «Народный артист», «Концерт по заявкам» и так далее. Использование простых приёмов игры, участие в шумовых оркестрах позволяют создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, что служит ведущим фактором формирования устойчивого интереса к музыкальному искусству.
(16) Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность.
Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы.
Музыка может звучать в течение всего дня, но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Она должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже от настроения детей, не вызывать дискомфорт. Классические произведения в оригинальном исполнении лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдёт стилизованная музыка, т.е музыка, где аранжировка сделана специально для детей. Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П. Чайковского « Щелкунчик» ,фортепианный цикл « Детский альбом», « Карнавал животных» К. Сен- Санса, сказочная музыка Римского –Корсакова, пьесы Д. Кабалевского.
(17) Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки.
( для детей старшего дошкольного возраста)
Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака» ,А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)
Активизирующая ( возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)
Успокаивающая ( умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок», А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».
Организующая (способствующая концентрации внимания при орга низованной деятельности) И.С. Бах. «Ария», А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.
(18) Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника.
Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной душой не может оставаться равнодушным. Это качество, как ничто другое воспитывает музыка. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности попробуйте научить его любить и понимать музыку. Учите его и учитесь с ним!
(19, 20)Возможно, некоторые советы помогут вам и вашим воспитанникам войти в огромный и прекрасный мир музыки.
Как музыкальный руководитель я могу предложить апробированный на практике опыт музыкального сопровождения всех видов деятельности дошкольника. Предлагается подборка музыки к режимным моментам в детском саду:
«Утро радостных встреч»- Список рекомендуемых музыкальных произведений:
1.Бах И. «Прелюдия до мажор»
2.Бах И. «Шутка»
3.Брамс И. «Вальс»
4.Вивальди А. «Времена года»
5.Гайдн Й. «Серенада»
6.Кабалевский Д. «Клоуны»
7.Кабалевский Д. «Петя и волк»
8.Лядов А. «Музыкальная табакерка»
9.Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»
10.Моцарт В. «Турецкое рондо»
11.Мусоргский М. «Картинки с выставки»
12.Рубинштейн А. «Мелодия»
13.Чайковский П. «Детский альбом»
14.Чайковский П. «Времена года»
15.Шопен Ф. «Вальсы»
16.Штраус И. «Вальсы»
- «Антошка» (Ю.Этин, В.Шаинский)
- «Буратино» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
- «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В. Шаинский)
- «Где водятся волшебники» (Ю.Энтин, М. Минков)
- «Да здравствует сюрприз»
(Ю.Энтин, М. Минков)
- «Если добрый ты»
(М. Пляцковский, Б.Савельев)
- «Колокола» (Ю.Энтин, Е.Крылатов)
- «Крылатые качели»
(Ю.Энтин, Г.Гладков)
- «Настоящий друг» ((М.Пляцковский, Б.Савельев)
- «Песенка Бременских музыкантов»
(Ю.Энтин, Г.Гладков)
- «Прекрасное далеко»
(Ю.Энтин, Е.Крылатов)
- «Танец утят» (французская народная песня)
«Баю-бай»- Список рекомендуемых музыкальных произведений:
1.Альбинони Т. «Адажио»
2.Бах И. «Ария из сюиты №3»
3.Бетховен Л. «Лунная соната»
4.Глюк К. «Мелодия»
5.Григ Э. «Песня Сольвейг»
- Дебюсси К. «Лунный свет»
7.Колыбельные
8.Римский-Корсаков Н. «Море»
9.Свиридов Г. «Романс»
10.Сен-Санс К. «Лебедь»
11.Чайковский П. «Осенняя песнь»
12.Чайковский П. «Сентиментальный вальс»
13.Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
14.Шуберт Ф. «Аве Мария»
15.Шуберт Ф. «Серенада»
- Шуман Р. «Грезы»
«Пробудка» - Список рекомендуемых музыкальных произведений:
1.Боккерини Л. «Менуэт»
2.Григ Э. «Утро»
3.Дворжак А. «Славянский танец»
4.Лютневая музыка 17 века.
5.Лист Ф. «Утешения»
6.Мендельсон Ф. «Песня без слов»
7.Моцарт В. «Сонаты»
8.Сен-Санс К. «Аквариум»
9.Чайковский П. «Зимнее утро»
10.Чайковский П. «Песня жаворонка»
11.Шостакович Д. «Романс» 12.Шуман Р. «Май, милый май!»
«Не дня без музыки» - Музыка к смене деятельности или началу непосредственной образовательной области. (Указывает, в какой области ребенок будет действовать).
Список рекомендуемых музыкальных произведений:
- «Песенки - повторялки» (развитие речи)
- «Книжка с днем рождения» (чтение художественной литературы)
- «Трудный счет» (ФЭМП)
- «Как приготовить яичницу», «За маму, за папу» (прием пищи)
- «Спи моя радость усни» (подготовка ко сну)
- «Колыбельная Умки» (подготовка ко сну)
- «Был бы только музыкант» (музыкальная деятельность)
- «Коробка с карандашами»
(художественная деятельность)
- «Песенка щенка футболиста» (здоровье)
- «На зарядку» (Утренняя гимнастика)